Гісторыя Беларусі IX-XVIII стагоддзяў. Першакрыніцы.


Источники о жизни и деятельности Казимира Лыщинского

ИГНАТИЙ ФРАНТИШЕК ЗАПОЛЬСКИЙ ОБ АТЕИЗМЕ К. ЛЫЩИНСКОГО

Существование Бога не доказано и не может быть доказано. Следовательно, Бог не существует. Это основное положение атеистов. /.../ И достопочтенный отец Игнатий Франтишек Запольский, некогда мой ученейший учитель по философии, затем по теологии, а после ректорства коллегии в Торуни — миссионер в Персии, где он и скончался в трудах в 1703 г., этот, повторяю, благочестивейший отец, в письмах к которому я расспрашивал о том, каковы те основы атеизма Казимира Лыщинского, в своем письме/.../ от 19 ноября 1698 года пишет так: "Следует заключить, что этот атеист господин Лыщинский все выводил из природы. Основа заблуждения этого атеиста отрицательная и положительная. Отрицательная: он утверждал и доказывал в своих писаниях, которые я читал и по повелению светлейшего короля Яна III коротко изложил в Гродно — "нет и не может быть никакого доказательства существования Бога"; и он старался решить вопросы, которые обычно ставятся всеми. Положительной основой было то, что Бог существует, что утверждается и нами; она включает сложности (запутанности), связанные с тайной св. Троицы и свободными деяниями Бога".

[Доказательство] существования Бога, которое утверждается христианами, содержит трудности (implicantias). Ибо говорится — Бог один в природе, троичен в лицах, которые, однако, имеют совершенно одну и ту же природу. Говорится, что свободные деяния Бога, например: "Хочу сотворить Мир. Не буду создавать два солнца" в действительности являются проявлением Бога. Однако эти деяния не могут быть абсолютными, что и вносит осложнения; поэтому он сделал вывод, что Бога нет. Из письма, процитированного выше, ясно, какова на самом деле основа атеизма.


Источник: Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в. Мн., 1991. С. 191.

Это фрагмент из сочинения: Gengeil J. Eversio Atheismi seu pro Deo contra Atheos libri duo. Brunsbergae, 1716. P. 17 – 18.

В "Памятниках…" он перепечатан с изд.: Nowicki A. Profili scelti di Pensatori polacehi Grzegosz z Sanoka – Kazimierz Lyszczynski – Jon Matejko. Napoli, 1976. P. 233.

(Епископ Бржостовский направил "Донос" Бржоски и выкраденные им тетради сочинения Лыщинского "О несуществовании Бога" ректору Виленской иезуитской академии Запольскому на заключение).







Hosted by uCoz