История Беларуси IX-XVIII веков. Первоисточники.


Нарративные источники, эпиграфика
Документальные, эпистолярные, законодательные источники
Памятники культуры, словесности, философской мысли
Музыка, театр, фольклор || Визуальные материалы
Полезные исторические веб-ресурсы.
Каталог электронных книг, библиография.
Метрика ВКЛ (Литовская Метрика).

Загоровский сборник [Электрон. ресурс] // Добротворский А. Загоровский монастырь, его библиотека и сохранившийся в ней западнорусский литературный памятник XVII-го столетия // Вестник Юго-Западной и Западной России, год 2-й, т. 1. 1863. Июль, с.1-17; август, с.75-115; сентябрь, с.165-196. / Подг. О.Лицкевич. - Мн., 2002. - Режим доступа: http://starbel.narod.ru/zagor/zagor.htm.

Скачать все файлы: HTML, архивированы RAR: 73 kb.

Рукопись сборника хранилась в библиотеке Загоровского мужского монастыря (село Волица-Загоровска между Владимиром-Волынским и Луцком на Украине). Манускрипт, датируемый кон. 16 – нач. 17 в., считается утерянным. Автор неизвестен. Известия о рукописи и фрагменты нескольких десятков стихотворений дошли до нас по публикации Амвросия Добротворского, которая приобрела статус первоисточника. (См.: Добротворский А. Загоровский монастырь, его библиотека и сохранившийся в ней западнорусский литературный памятник XVII-го столетия // Вестник Юго-Западной и Западной России, год 2-й, т. 1. 1863. Июль, с.1-17; август, с.75-115; сентябрь, с.165-196.)

Июльской книжки «Вестника…» я не видел. Публикация стихов начинается в августовской книжке. У многих приведены лишь заглавия. Здесь в квадратных скобках в кавычках размещены примечания А.Добротворского.

А.Добротворский описывает содержание манускрипта с листа 1 по лист 54об и с листа 118об по лист 157.

В сентябрьской книжке «Вестника…» (с.195) он упоминает четыре надписи в рукописи, в том числе три владельческие.

На листе 151об на поле: «Рабъ Божiй Василiй писавъ рукою своею власною въ недѣлю мясопусную року 1637 мѣсяца февраля 12 дня» (как указал публикатор, сборник написан другой рукою и другими чернилами).

На листе 64 на поле: «Iоанъ Серединскiй, року 1698 авгу[ста] 21».

На листе 96 на поле: «Року Божiя 1698 зосталемъ посесоромъ тей книги Лаврентiй, законникъ святыя обители Загоровскiя».

На листе 128: «Духъ Святый отъ Отца исходитъ и на Сынѣ почиваетъ: вся иже аще тако не исповѣдаетъ, да будетъ проклятъ предъ Царемъ Небеснымъ, яко то прегордый папа, святитель прелестный».

  • 1. «Почесть воскресенiя» (л. 1). [«Это песнь в честь воскресения Христова»].

  • 2. «О чудахъ Господнихъ» (л. 1—3). [«Это стихотворение имеет очевидную связь с предыдущим».]

  • 3. «О крестѣ Господнемъ» (л. 3об—4).

  • 4. «О крестѣ Господнемъ» (л. 4об—7). [«По началу своему оно совершенно сходно с предыдущим, только с большим продолжениемъ. Как одно из более замечательных, мы представляем здесь это стихотворение целиком»].

  • 5. «Явленiе Бога въ плоти» (л. 9—12). [«В этом стихотворении замечательны, между прочим, следующие стихи, под конец стихотворения»].

  • 6. «Похвала Христова Рожства» (л. 12—16.). [«3десь мы выпишем следующие стихи (л. 13-й на обороте)»].

  • 7. «О паденiи идоловъ» (л.16—17). [«Это, должно быть, продолжение предыдущего стихотворения»].

  • 8. «О милости Христовой» (л. 17—20). [«Также продолжение предыдущих»].

  • 9. «О невѣрiи жидовъ и пророцтва о Христѣ» (л. 20— 21). [«Продолжение предыдущих стихотворений»].

  • 10. «О младенцехъ избiенныхъ отъ Ирода» (л. 20 [так! – О.Л.]—22). [«Продолжение предыдущих»].

  • 11. «О невѣрiи жидовскомъ» (л. 22—24). [«Также имеет связь с предыдущими»].

  • 12. «О плотномъ Израилю, первыхъ и нынѣ сущихъ Iудеохъ» (л. 24—26). [«Продолжение 11-го стихотворения»].

  • 13. «До Святителя» (л. 26—27). [«Это как бы общее заключение всех предыдущих стихотворений в честь Рождества Христова и посвящение их своему архипастырю. Вот начало этого стихотворения»].

  • 14. «Благодаренiе Богови» (л. 27—28). [«Имеет связь с предыдущим стихотворением»].

  • 15. «О рожденiи прежде вѣкъ» (л. 29—30). [«Также имеет связь съ предыдущими»].

  • 16. «На арiане» (л. 30). [«Продолжение 15-го стихотворения»].

  • 17. «На чревоугодныхъ» (л. 30об). [«Это как будто отдельное от предыдущих и последующихъ, самостоятельное стихотворение»].

  • 18. «Зрада еретиковъ» (л. 31). [«Стихотворение это содержит в себе предостережение от еретиков и ересей»].

  • 19. «О князю тмѣ» (л. 32об). [«Продолжение предыдущего стихотворения, как видно даже из следующих двух начальных стихов:

    «Князь бѣсовскiй темнои науки учитель,
    и сквернаго грѣха отецъ и любитель...»].

  • 20. «О лжеучителяхъ» (л. 30об. [тут в публикации сбивка – О.Л.]) [«Продолжение предыдущего стихотворения»].

  • 21. «О лжепророкахъ» (л. 33). [«Тоже продолжение предыдущего»].

  • 22. «О терпѣнiи Господнемъ» (л. 33об). [«Обращение к Господу, терпящему некоторое время богохульство еретиков»].

  • 23. «О лжехристiанахъ» (л. 34) [«Изображение ложных христиан и увещание быть истинным христианином. Продолжение предыдущих стихотворений»].

  • 24. «Покора Христова» (л. 37). [«Указание на Господа Иисуса Христа, как высочайший и совершеннейший образец долготерпения и незлобия»].

  • 25. «О боголюбцехъ» (л. 37об.) [«Имеет очевидную связь с предыдущим стихотворением»].

  • 26. «На нововѣрныи еретици» (л. 28 [так! – О.Л.]).

  • 27. «Дерзость злое ереси» (л. 38об.). [«Это — продолжение предыдущего стихотворения. Благочестивый певец удивляется дерзости и крайнему безумию еретиков»].

  • 28. «Опоминанiе» (л. 39об.). [«Напоминание, увещание держаться твердо православия и не высокомудрствовать, чтоб не пасть»].

    [«Здесь оканчиваются стихотворения одного, указанного нами, содержания, как видно будет из самого их оглавления»].

  • 29. «О дѣвствѣ и чистотѣ» (л. 40). [«Этому предмету посвящены целые десять последующих стихотворений. Все они имеют тесную и очевидную связь между собою»].

  • 30. «Родъ духовный» (л. 41). [«Продолжение предыдущего стихотворения»].

  • 31. «Достойность чистоты» (л 42об). [«Также продолжение предыдущих»].

  • 32. «Достойность дѣвства» (л. 43об). [«Очевидное продолжение предыдущего»].

  • 33. «На блудниковъ» (л. 44об.). [«Оно заключает в себе превосходное изображение жалкого состояния — настоящего и будущего — тех, которые предались блудной жизни»].

  • 34. «О цѣломудрiи» (л. 47об). [«Изображение счастия целомудренного человека»].

  • 35. «О Божiемъ образѣ» (л. 47об.). [«Разъяснение, в чем состоит образ Божий. Имеет связь с предыдущими стихотворениями о девстве и целомудрии»].

  • 36. «О красотѣ души» (л. 48об). [«Здесь тоже много мыслей о девстве и целомудрии»].

  • 37. «Молитва» (л. 49об). [«Молитвенное обращение к Богу. Оно служит общим заключением всех предыдущих стихотворений о девстве и целомудрии, образе Божием и красоте душевной»].

  • 38. «До иноковъ» (л. 50об). [«Обращение к инокам, отрекшимся мира и его суеты. Оно содержит в себе советы и увещания преуспевать в духовных подвигах. Имеет связь с предыдущими стихотворениями»].

  • 39. «До мiрянъ» (л. 54об). [«Обращение к мирянам с советом и увещанием не прилепляться к мирской суете»].

    [«Отсюда начинаются стихотворения опять другого содержания. Считая излишним указывать характер каждого из этих стихотворений, я списываю целиком те только стихотворения, которые, как в литературном, так и церковно-историческом отношении, казались мне наиболее замечательными. […]Все эти стихотворения в подлинной рукописи следуют рядом, одно за другим, начиная от 118-го до 157-го листа.

    […] Представляю здесь некоторые из этих последних стихотворений во всей целости и полноте, в точном списке»].

  • 40. «Объ отступныхъ отъ церкви» (л. 118об).

  • 41. «О лжепастырехъ» (л. 120).

  • 42. «О латынской гордости» (л. 121).

  • 43. «Вѣра что есть» (л. 122).

  • 44. «Крещенiе безъ мира у Римлянъ» (л. 24 [так! – О.Л.]).

  • 44а. «Молитва со слезами прiятна Богу» [Нумерацию листа для этого стихотворения Добротворский не указал. В его публикации оно размещено сразу за стих. «Крещенiе безъ мира у Римлянъ» - О.Л.]

  • 45. «Папѣжне непокорство Христу» (л. 125).

  • 46. «Гордость папѣзская [папѣжская]» (л. 127).

  • 47. «Церкви своей Христосъ помогаетъ» (л. 131об).

  • 48. «Церковъ Западная блудитъ» (л. 133).

  • 49. «О простотѣ Апостола Петра» (л. 134).

  • 50. «Даръ душевредный» (л. 136об).

  • 51. «О прелестяхъ Римскихъ» (л. 137об.).

  • 51а. «О гоненiи на святую Церковь» [Нумерацию листа для этого стихотворения Добротворский не указал. В его публикации оно размещено сразу за стих. «О прелестяхъ Римскихъ» - О.Л.]

  • 52. «На злую едность» (л. 140об).

  • 53. «О мудрости мiрской» (л. 141).

  • 54. «До благочестивыхъ» (л. 141).

  • 55. «Како Андрей, Святый Апостолъ, пришелъ въ Кiевъ градъ къ невѣрнымъ» (л 143).

  • 56. «О крещенiи Рускомъ» (л. 145).

  • 57. «Племени Рускому наказанiе» (л. 146).

  • 58. «Непрiязнь Латынская» (л. 147).

  • 59. «О лжехристехъ» (л. 147об). [Этого стихотворения в публикации нет – О.Л.]

  • 60. «О святыхъ тѣлахъ печерскихъ» (л. 148).

  • 61. «До иноковъ Рускихъ» (л. 150).

  • 62. «Каковыхъ учителей прiймати достоитъ» (л. 151об).

  • 63. «Обличенiе ложныхъ учителей» (л. 155).

  • 64. Юнымъ наказанiе учителево» (л. 157).

    [От трех последних стихотворений в публикации А.Добротворского имеются только заглавия и нумерация листов; возможно, многие сокращения в публикации были произведены уже редакцией «Вестника…». – О.Л.].



Hosted by uCoz